РУЛЕВЫМИ МАШИНАМИ
Автопилот имеет четыре канала: тангажа, крена, направления и высоты и использует в качестве исполнительных устройств рулевые агрегаты, являющиеся комбинацией гидроусилителя ручного управления и электрогидравлической рулевой машины, включенной в управление по дифференциальной схеме. В канале направления автопилот работает на рулевой агрегат с режимом «перегонки», рулевая машина которого работает по дифференциальной схеме при малых сигналах и по параллельной — при больших.
Автопилот предназначен для автоматической стабилизации углового положения вертолета в течение всего времени его полета. Перенастройка каналов тангажа и крена при изменении режимов полета осуществляется компенсационными датчиками. Канал направления переводится на режим согласования при постановке летчиком ног на педали. При освобожденных педалях автопилот стабилизирует вертолет на постоянном курсе. На режиме крейсерского полета может быть осуществлена стабилизация барометрической высоты полета через канал высоты автопилота, воздействующий на общий шаг несущего винта.
В комплект автопилота (рис. 6.3) входят следующие агрегаты:
1. Пульт управления 1, предназначенный для «обнуления» сигналов углов перед включением автопилота, поканального включения и выключения автопилота и обеспечения соответствующей сигнализации, введения поправок в полете с помощью ручек центровки и использования при наземной проверке автопилота.
* 2. Агрегат управления 5, служащий для преобразования, суммиро
вания и усиления управляющих сигналов и обеспечения необходимых регулировок при эксплуатации автопилота.
3. Компенсационные датчики 10 каналов тангажа и крена.
4. Датчики угловых скоростей 7 каналов тангажа, крена и направления.
5. Блок усилителей 5, предназначенный для обеспечения работы механизмов согласования, установленных в пульте управления.
6. Блок нуль-индикаторов 2, представляющий собой четыре магнитоэлектрических стрелочных прибора, указывающих положение штоков малых цилиндров рулевых агрегатов автопилота.
10 Рис. 6. 3. Комплект дифференциально включенного автопилота: |
/—пульт управления; 2—’«уль-индикаторы; 3—блок усилителей; 4—кнопки выключения; 5—агрегат управления; 6—корректор высоты; 7—датчики угловых скоростей; 8—рулевые агрегаты КАУ-ЗОБ; 9—рулевой агрегат РА-60А; 10—компенсационные датчики; //—^ручка управления; 12—авиагоризонт АГБ-ЗК; 13—курсовая система КС-3
7. Корректор высоты 6, предназначенный для выдачи сигнала отклонения барометрической высоты полета от заданного значения.
8. Кнопки отключения 4, устанавливаемые на ручках управления и предназначенные для отключения всего автопилота и перевода его в режим согласования.
В качестве датчиков углов тангажа и крена ‘вертолета используется бортовой авиагоризонт 12 с электрическим выходом, в качестве датчика курса — бортовая курсовая система 13.
Рассмотрим работу автопилота на примере канала направления (рис. 6.4).
Питание автопилота осуществляется от сети вертолета постоянным током 27 в и трехфазным переменным током 36 400 При включении
питание поступает на все агрегаты автопилота. Для того чтобы при включении автопилота не произошел бы рывок управления, нужно чтобы на выходе усилителя сервопривода УС отсутствовал сигнал. Для этого необходимо, чтобы все входные сигналы были бы равны нулю.
Как видно из схемы, на вход усилителя поступают следующие сигналы:
— сигнал датчика обратной связи ДОС, находящегося внутри рулевого агрегата. При выключенном автопилоте датчик находится в нейтральном положении и его сигнал равен нулю;
— сигнал датчика угловой скорости ДУС. На установившемся режиме полета этот сигнал приблизительно равен нулю;
Рис. 6.4. Структурная схема дифференциально включенного автопилота |
— сигнал угла курса, поступающий от сельсина-датчика курсовой системы КС на сельсин-приемник пульта управления С, а оттуда в агрегат управления на усилитель сервопривода УС.
В режиме согласования сигнал сельсина-датчика КС поступает на сельсин-приемник С и с ротора сельсина-приемника — на вход полупроводникового усилителя УМ блока усилителей. Усиленный сигнал с выхода усилителя УМ поступает на управляющие обмотки двигателя-генератора Дв, который через редуктор поворачивает ротор сельсина-приемника в положение, при котором сигнал с ротора сельсина-приемника становится нулевым.
То же самое происходит и в каналах тангажа и крена. Разница здесь заключается лишь в том, что сигнал угла от сельсина-датчика авиагоризонта поступает на сельсин-приемник пульта управления не непосредственно, а через дифференциальный сельсин компенсационного датчика КД.
В канале высоты механизм согласования отсутствует.
В автопилоте предусмотрено раздельное включение каналов. На пульте управления имеются три кнопки включения, одна из которых
включает канал направления, вторая — одновременно каналы тангажа и крена и третья — канал высоты. На пульте имеются еще две кнопки, отключающие каналы направления и высоты. Кнопки отключения автопилота на ручках управления отключают одновременно все каналы.
Рассмотрим работу автопилота в полете. Летчик перед полетом при запущенных двигателях и работающем несущем винте производит предполетную проверку каналов автопилота. Для этого он включает автопилот и путем небольших поворотов ручек центровки убеждается в том, что стрелки нуль-индикаторов следуют за ними. Взлет может производиться при включенном автопилоте (канал высоты должен быть выключен). При включенном канале направления взлет может быть выполнен с брошенными педалями. При этом автопилот будет удерживать вертолет на заданном курсе. При нехватке 20-процентного дифференциального хода рулевого агрегата канала направления начнется режим «перегонки», т. е. работа агрегата по параллельной схеме, в результате чего педали без вмешательства летчика займут положение, необходимое для балансировки вертолета на заданном курсе. На висении летчик должен убедиться в нейтральности штоков дифференциальных рулевых машин по нуль-индикаторам и при необходимости отцентрировать их ручками центровки или путем перезапуска автопилота (выключение с последующим включением).
Разгон вертолета до заданной скорости может осуществляться также с брошенными педалями, автопилот будет поддерживать заданный курс вертолета. При необходимости выполнения разворота летчик ключателей на педалях канал направления переводится на режим согласования. Включение канала происходит автоматически при снятии ног должен поставить ноги на педали. При этом от нажатия концевых вы — с педалей.
На установившемся режиме полета может быть включен канал высоты (нажатием кнопки на пульте управления). При необходимости изменить скорость или высоту полета канал высоты следует выключить и включить его вновь после балансировки вертолета на новом режиме полета. Для удобства пользования выключение канала высоты сблокировано с кнопкой фрикциона рычага общего шага.
Посадка вертолета как с режима висения, так и по-самолетному (с пробегом) может выполняться с включенным автопилотом.